ЧеркасовНиколайКонстантинович
Знаменитый советский актер.
Искусство


Тиран-государственник Иван Грозный и князь-воитель Александр Невский, могучий реформатор Петр I и слабовольный царевич Алексей, физик Александр Попов и критик Владимир Стасов, и классик Максим Горький... Кажется, эти исторические личности, представлявшие разные эпохи, антагонистичные друг другу характеры и диаметрально противоположных взгляды, просто невозможно поставить в один ассоциативный ряд. Тем не менее есть человек, связывающий их воедино, — это актер Николай Черкасов.

Его помнят прежде всего по ролям титанов русской истории, но актерская биография Черкасова включает и десятки вымышленных героев. И здесь его диапазон, в котором Одиссей уживается с Дон Кихотом, а натуралист Паганель — с пиратом Билли Бонсом, впечатляет не меньше. Кажется, сыграв того или иного персонажа, Черкасов испытывал потребность в следующей роли его отзеркалить, сыграв полную ему противоположность. Тем удивительнее, что органичным он был и в образах безусловных героев, и отъявленных злодеев.
Дар перевоплощения шел от эксцентрической природы актерского таланта Черкасова. Очаровательный и смешной, очень пластичный благодаря балетной подготовке, он начинал на эстраде с пародии и пантомимы, которые так полюбились публике, что его карьера в кино началась с переноса одного из коронных номеров на большой экран. Когда же выяснилось, что харизма Черкасова подходит и для серьезных ролей, ему открылась дорога к такой славе, которой, по словам театроведа Раисы Беньяш, «при жизни не было ни у одного актера».


Прижизненных изображений святого князя не сохранилось. Кого же в таком случае запечатлеть на ордене, как не известного всем в этой роли актера? Каноническим стал и сыгранный Черкасовым Иван Грозный — представить кого-то другого в этом образе сложно и сейчас. Как невозможно переоценить и значение самого Черкасова, сумевшего выразить в своих работах не только идеалы, но и многие заблуждения сталинской эпохи.