ДягилевСергейПавлович

Культовый российский продюсер, импресарио и антрепренер. Придумал прославившиеся на весь мир «Русские сезоны».

Искусство

Фото Сергея Дягилева
Журнал «Мир искусства»

В начале XX века о России говорил весь мир. И нет, речь не о русской революции — до нее было еще несколько лет. Балет, опера, живопись родом из огромной империи — вот что занимало умы европейской и американской богемы.

Все это — во многом благодаря усилиям Сергея Дягилева. Интеллектуал и эстет, выросший в семье водочного магната, не писал ни музыки, ни картин, не выходил на сцену и ничего на ней не ставил.

Фотография Сергея Дягилева

Как импресарио и антрепренер Дягилев всегда бросал вызов традиции и архаике. Он заставил высший свет говорить о себе, когда, в противовес успеху передвижников, собрал группу художников «Мир искусства». Критики объявляли их декадентами, но Бенуа и Бакста, Врубеля и Сомова вскоре знала уже вся Европа.

Деятельный молодой человек использовал то же название для иллюстрированного художественного журнала. К «Миру искусства» и публиковавшимся в нем манифестам проявляли интерес даже при императорском дворе. А Дягилев на время возглавил Александринку.

Уехав из России, он перестал быть ярым сторонником всех новейших западных идей и трендов, каким был на родине. Напротив, во Франции и Германии, в Италии и Британии он прославлял русскую культуру, традиции и художественное достояние — выставками, концертами, спектаклями, которые организовывал в европейских столицах.

Афиши русского балета
Кадр из балета Дягилева

«Русские сезоны» показали Европе и Америке Россию такой красочной и колоритной, какой они ее еще не видели. Но успех заключался не только в пышных костюмах и живописной сценографии. Режиссерам, композиторам, певцам и балеринам Дягилев позволял экспериментировать и ломать устои.

Неудивительно, что поклонниками «Русских сезонов» были многие выдающиеся новаторы того времени — от Пруста до Пикассо.