ГлинкаМихаилИванович
Великий композитор. Основоположник русской классической музыки.
Искусство
«Он создал новый русский язык — в музыке», — так говорил о достижениях Михаила Глинки выдающийся критик Владимир Стасов, ставивший композитора в один ряд c добившимся того же в поэзии Пушкиным.
Это не преувеличение — до Глинки композиторов мирового уровня в России не было.
Более того, не было до него и ярко выраженного национального музыкального стиля. Глинка вырос в деревенском поместье на народных песнях; переехав в Петербург, полюбил городские романсы, учился игре на фортепиано у англичан, оперным принципам — у итальянцев, а композиции и полифонии — у немцев.
Самым ярким результатом этих поисков стала «Жизнь за царя» — первое большое достижение русской оперы, которое сделало Глинку знаменитым на всю страну. Так история оперы в России разделилась на до Глинки — и после него.
Народные мотивы, вдохновленные русскими сказками фантазии, поэтические находки соотечественников и современников — всем этим элементам русского культурного кода Глинка нашел место в классических больших музыкальных формах.
При этом судьба композитора-первопроходца отразила в себе чаяния, устремления и трагедии целого поколения русского дворянства николаевской эпохи. Его воспитателем был декабрист Кюхельбекер. Его друзьями — Пушкин, Одоевский, Вяземский, Жуковский. Он совершил на родине настоящий прорыв, но найти покоя в России так и не смог.