ХренниковТихонНиколаевич
Выдающийся русский композитор. Написал десятки популярных произведений для эстрады, кино и филармоний.
Искусство
Есть ли хотя бы еще один другой композитор, который мог бы похвастать тем, что его сочинения исполняли Гергиев и Пугачева, Рождественский и Утесов, Ростропович и Кобзон, Тосканини и Магомаев? Тихон Хренников был востребован как в мире академической музыки, так и на эстраде.
Его концерты продолжают играть в консерваториях, а его песни даже спустя полтора десятилетия после его смерти наизусть знают многие россияне.
В каком жанре ни работал бы Хренников, его фирменный выразительный мелодизм проявлялся во всем. Благодаря этому ему удавалось сделать доступными и интересными абсолютно каждому слушателю такие элитарные высокие жанры, как опера и балет, на язык которых он перекладывал как Шекспира, так и Ильфа с Петровым.
Но эта музыка не была популистской и примитивной. В сочинениях Хренникова — причем как камерных, так и оркестровых или хоровых, — хватает передовых, прогрессивных музыкальных решений, включая атональность и серийные техники Шенберга.
Могло ли быть иначе, учитывая, что Хренников лучше многих современников отразил оптимистические и даже утопические основы советской жизни! В его произведениях чувствуется устремленность к лучшему будущему, верность мечтам и выражение надежд целой страны.
Неудивительно, что это качество Хренникова оказалось особенно необходимым советскому кино.
Он работал на многих фильмах. Среди них такие хиты советского проката, как «Гусарская баллада», «Руслан и Людмила», «Свинарка и пастух», которые и сейчас продолжают смотреть и любить, очаровываясь в том числе песнями, написанными Хренниковым.
При этом жизнь не раз и не два ставила перед Хренниковым сложные, не имеющие легкого решения проблемы. В 1930-х его семья не избежала репрессий, а в начале 1950-х он оказался в эпицентре чисток в культуре и уберег от посадок и расстрелов многих музыкантов. Он почти полвека справлялся с интригами и конфликтами во главе Союза композиторов.