ПоленовВасилийДмитриевич
Замечательный живописец и педагог. В своих лирических пейзажах воспел красоту русской природы.
Искусство
Залитый мягким солнечным светом летний двор. Дети играют на траве у деревянных домов. Запряженная в телегу и как будто ожидающая работы лошадь. Женщина направляется к колодцу. Сияющая на солнце церковь на дальнем плане. Эта картина знакома большинству россиян с самого детства. «Московский дворик» Василия Поленова буквально переносит нас в жаркое лето середины XIX века. Запечатленное на ней прошлое ощущается столь отчетливо, что во многом продолжает определять саму суть русской жизни.
Не менее интенсивными погружениями в атмосферу отличаются «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», последовавшие за «Двориком». Этими картинами Поленов сохранил для следующих поколений россиян память о мещанском быте, стоящей за ним истории и окружающей его природе. Искусствоведы называют художника мастером лирического пейзажа — и его картины действительно проникнуты одновременно меланхоличным и обнадеживающе светлым чувством, знакомым всем живущим в России.
Но художнику удавались не только пейзажи и картинки городской жизни. Путешествие в Палестину привело его к созданию целого цикла картин из жизни Христа, и многие полотна, как, например, «Христос и грешница» и «На Тивериадском озере», по пронизывающей их духовности и умиротворяющему впечатлению могут сравниться с иконами и церковными фресками.
Многие художники из числа современников и соотечественников Поленова грезили Европой и обретали себя в странствиях по ней. Но он за границей только лишь уверился в своей любви к родной стране, ее красоте, людям и истории. Картины Поленова — плоть от плоти России.
В отличие от сюжетов на его полотнах жизнь художника совсем не была спокойной. Ему пришлось совмещать живопись с учебой на юрфаке. Он пережил раннюю трагическую смерть нескольких близких людей. Он побывал на фронте во время войны на Балканах и получил там медаль «За храбрость».