ПржевальскийНиколайМихайлович
Выдающийся путешественник, вписавший свое имя в мировую науку и историю географических открытий. Человек редкого мужества и железной воли, прославивший Россию и расширивший ее границы.
Наука


Пржевальский жил в то время, когда человечество открывало и исследовало окружающий его мир. Огромные пространства земли тогда еще не были нанесены на карту и оставались белыми пятнами. Какими богатствами они обладали, какие тайны хранили? В дикие «ничейные» земли цивилизованные страны посылали своих разведчиков, исследователей, ученых и миссионеров.

Российской империи, в отличие от других стран Европы, не было необходимости отправлять свои экспедиции за тридевять морей. Необжитые территории начинались сразу же за ее границами и простирались на тысячи километров до Тихого океана на востоке, до Китая на юго-востоке и вдоль Ледовитого океана на севере. Их нужно было изучить, описать, нанести на карты и оценить.
Страсть к путешествиям Пржевальский сочетал с широкой эрудицией и глубокими знаниями ученого. С фанатичным педантизмом делал он ежедневные топографические измерения и наносил их на карты, фиксировал колебания температуры и характер почвы, собирал коллекции растений, насекомых, птиц и рыб. Неделями выслеживал неизвестных науке животных и, добыв их, тщательно сохранял, чтобы затем передать на изучение в Российскую академию.
Среди открытых им животных — тибетский медведь, дикий верблюд, десятки видов птиц, рыб, пресмыкающихся и дикая лошадь, названная в его честь лошадью Пржевальского.
Особую ценность представляют его этнографические заметки о социальном и бытовом устройстве жизни различных народов, их занятиях, обычаях, нравах и образе мышления.


Пржевальский — замечательный писатель. Его описания природы сделаны прекрасным языком, не уступающему по яркости и красоте произведениям классиков русской литературы. Даже сегодня, полтора века спустя, эти наблюдения не потеряли актуальности.
Более девяти лет провел в экспедициях Николай Пржевальский, пройдя за это время более 30 тысяч километров. Его вклад в изучение и описание ранее неисследованных районов Азии был высоко оценен еще при жизни путешественника.