РайкинАркадийИсаакович

Выдающийся эстрадный артист. Цитаты из его миниатюр помнят миллионы россиян.

Искусство

Портретная фотография Аркадия Исааковича Райкина
Сценический микрофон на проводе

Странной формы лицо с подвижными, притягивающими внимание бровями. Лукавый прищур взгляда. Небольшая пластичная фигура. Ну и, конечно, голос — неподражаемого тембра и диапазона, то тихий, то вдруг громогласный. Именно в голос Аркадия Райкина советская публика впервые и влюбилась, когда в конце 1930-х на радио появились его сатирические миниатюры. Через несколько десятилетий уже можно было смело сказать, что в СССР нет ни одного человека, который не знал бы Райкина — во всех его чертах и ипостасях. Его появление в телеэфире или на сцене гарантировало зрителям не только смех: Райкин шутил над советской жизнью смело, но интеллигентно и с неизменной добротой. Он с этой жизнью примирял.

Фотография Райкина в сценическом образе. Съехавшие набекрень очки и шляпа, комичное выражение лица

Впервые появившись в поле зрения широкой публики в 1939-м благодаря премии на всесоюзном эстрадном конкурсе, к концу 1940-х Райкин по праву принимал звание заслуженного артиста РСФСР.

Ему удавалось рассмешить публику, в каком бы комедийном жанре ни была придумана очередная из его многочисленных миниатюр. Легкая лирическая ирония над мелочами жизни или почти гоголевский по духу гротеск, короткий хлесткий анекдот в лицах или сложно устроенная многофигурная сатира на особенности советского мироустройства — зрители всей страны любили каждое проявление юмористического таланта Аркадия Райкина.

А за дар к мгновенным перевоплощениям и вовсе обожали.

Но даже к бесконечно талантливым людям слава не приходит легко и вовсе не гарантирует спокойной жизни. Подростком Аркадий мог навсегда стать инвалидом из-за тяжелой болезни. После школы он уже по глупости на год загремел в заключение, из которого освободился чудом. Всего через десять лет он уже выступал на кремлевском ночном торжестве в честь дня рождения Сталина. Но и такое высокое признание не спасло сатирика от испытаний, выпавших всем советским гражданам в годы Великой Отечественной войны. Он ездил с концертами по фронтам, выступал на радио, снимался в кино. В послевоенное время он был уже по-настоящему знаменитым артистом. Потом он создаст свой театр, воспитает не одно поколение сатириков и эстрадных артистов, а главное — всегда будет находить вокруг смешное и острое, как бы ни менялась страна.

Кадр из фильма «Концерт фронту», 1942 год. Улыбающийся Райкин в пилотке сидит, облокотившись на кинопроектор
Фотография смеющихся эстрадных артистов: Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильиченко

Спустя 40 лет после смерти Аркадия Райкина живет не только созданный им театр «Сатирикон», которым руководит его сын Константин, но и все созданные сатириком образы. Реплики из самых известных его миниатюр, будь то «В греческом зале» или «Авас», стали афоризмами, которые звучат в речи россиян и сейчас. Никуда не исчезли и объекты сочувственных, абсолютно не злых пародий Райкина: бюрократы и мещане, обманщики и обманутые, маленькие люди и люди уважаемые. Его лучшие сценки дают возможность каждому посмотреть на себя со стороны — и понимающе улыбнуться.