Римский-КорсаковНиколайАндреевич

Великий русский композитор. Его оперы и симфонии — классика отечественной музыки.

Искусство

Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова авторства Ильи Ефимовича Репина, 1893 год
Нотный лист, исписанный карандашными правками

Он должен был стать моряком — и действительно надел мичманский мундир. Отправился в плавание через Атлантику, к берегам других континентов, побывал в портах Бразилии, США, Англии и десятка других стран. Но Николай Римский-Корсаков вошел в историю не как мореплаватель, а как создатель музыки, полной впечатлений от звучания океанических просторов. «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Шехерезада», «Из Гомера» — в своих работах великий композитор стремился передать суть морской стихии с помощью «оркестровых красок». И преуспел в этом не меньше, чем Айвазовский в живописи.

Фотография молодого Римского-Корсакова в круглых очках и с бородкой

Фантазийные сюжеты, которые теперь входят в каноны отечественной и мировой культуры, давали композитору размах и пафос, необходимый для торжественных произведений, преисполненных редкой гармонии и игры воображения. Значение этого вклада невозможно переоценить, и сегодня нет лучшего способа приобщить ребенка или подростка к классической музыке, чем привести его на оперу Римского-Корсакова.

Композитор особенно любил красочные сценические действа, в которых не ограничивался одним жанром. Ему одинаково хорошо давались и сказки — «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», и былины — «Садко» и «Сказание о граде Китеже».

Он даже нашел способ перенести на оперную сцену летопись — в одном из своих лучших произведений «Псковитянка».

Каждая его работа легко воспринимается и вне стен театра, в записи, — во многом благодаря уникальному дару Римского-Корсакова, имевшего цветной слух, то есть способность воспринимать звук в цветовой гамме.

Програмка театра с описанием оперы Николая Римского-Корсакова «Садко»
Картина Михайлова А. М. - Могучая кучка. 1950 год

В составе этой группы композиторов, мысливших в одном направлении, он изменил ход истории русской музыки. Добрый и мудрый человек, по свидетельствам современников, он с радостью и охотно делился секретами мастерства, воспитав десятки прекрасных композиторов, в том числе великого Стравинского.