РублёвАндрей

Русский иконописец, причисленный к лику православных святых. Создатель «Троицы» — одного из величайших шедевров мирового искусства.

Искусство

Преподобный Андрей Рублев, икона
Марка «Андрей Рублёв», приуроченная к шестисотлетию со дня рождения художника. Номинал - 4к. Почта СССР, 1961 год

Пять веков мир почти ничего не знал о древнерусской иконописи и Андрее Рублеве. Покрытые олифой иконы веками темнели в чаде лампад, скрывая лики святых. Сверху они записывались новыми красками — и темнели вновь. Казалось, первоначальное письмо исчезло навсегда и потомки уже не узнают, каким было иконописное искусство Древней Руси. Но то, что столетиями губило иконы, их и хранило. Когда в конце XIX века реставраторы научились раскрывать «черные доски», снимая слои олифы и поздних записей, из исторического небытия, как по волшебству, стали возвращаться шедевры древнерусского искусства, а вместе с ними — имена мастеров.

Летописи хранят не так много сведений об Андрее Рублеве, гораздо больше рассказывают его работы. И самая прекрасная из них — «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века

Яркая, светлая, легкая, безупречная по композиции и идеальная по рисунку, «Троица» стала эталоном русской иконописи и одновременно открыла духовный мир художника, его стремление к гармонии, любви, нравственной чистоте, душевному равновесию и спокойной сосредоточенности.

Искусство Андрея Рублева несло истерзанному и отчаявшемуся народу веру и утешение. Русь тех времен переживала один из самых темных и страшных периодов своей истории. Страна была раздроблена на мелкие княжества, враждовавшие друг с другом, и более полутора веков подвергалась страшному разорению Золотой Ордой.

Рублевская «Троица» стала не только мощным символом христианской веры, но и призывом к единству — «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Андрей Рублев и игумен Ефрем, Житие Сергия Радонежского. Икона.
Памятник Андрею Рублёву, установленный перед входом в Спасо-Андроников монастырь в Москве

К сожалению, сохранилось не много работ, с достоверно установленным авторством иконописца. Это часть иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле, фресковая роспись и несколько икон Успенского собора во Владимире и ряд икон Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С большой долей вероятности к наследию Андрея Рублев можно отнести и прекрасно сохранившиеся миниатюры рукописного Евангелия Хитрово.

Но даже то немногое, что дошло до нас, свидетельствует о масштабе таланта гениального художника.