ЩусевАлексейВикторович
Выдающийся русский и советский архитектор. Построил десятки зданий, ставших визитной карточкой России.
Искусство
Мавзолей Ленина и Казанский вокзал, собор Марфо-Мариинской обители и здание КГБ на Лубянке, Дом культуры железнодорожников и гостиница «Москва» — кажется, трудно найти здания настолько непохожие и олицетворяющие настолько разные эпохи в истории России. Тем не менее все их спроектировал один человек.
Тридцатилетним Щусев стал одним из тех, кто своими работами ознаменовал стремление России к корням, традициям и истокам собственной культуры. Этот поворот к каноническим русским формам и находкам еще средневековых предшественников — с учетом современных на тот момент веяний — он осуществил, строя церкви. И храмы, созданные Щусевым, по стройности и васнецовскому колориту не уступали тем, что были возведены за много веков до него.
Но чтобы заслужить право проявить себя в архитектуре, молодому человеку, приехавшему в Санкт-Петербург из Кишинева, пришлось пройти немало испытаний. Он потерял родителей в 15 лет и, чтобы получить образование, был вынужден полагаться на помощь земляков и дальних родственников.
Сдаться или не справиться с ответственностью он не имел права — не мог представить себе, что подведет поверивших в него людей.
Поворотным моментом в карьере уже признанного и успешного, только что сумевшего возвести Курский вокзал зодчего стала революция. Он не только остался на родине, но и активно взялся за строительство нового, совсем иначе, чем царская Россия, устроенного мира.
Следующие 30 лет трудно было бы найти архитектора более деятельного, чем Щусев. Он был одинаково изобретателен и в конструктивизме, и когда пришло время сталинского ампира. Он не только создавал новую Москву, но и как мог сражался за сохранение памятников прошлого.
Он делом, а не словами доказывал власти, что полезен стране, и стал настолько необходимым, что выжил в эпоху репрессий, несмотря на целый год опалы.
А после войны именно Щусеву доверили восстанавливать наиболее пострадавшие города.